Существуют различные ситуации, создающие условия для коррупции и коррупционных правонарушений. Одной из них является конфликт интересов.
Понятие «конфликт интересов» закреплено в Законе Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». Конфликт интересов – это ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение им своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).

Не все личные интересы создают конфликт интересов, а лишь те, которые связаны с получением государственным должностным лицом незаконных преимуществ и выгод от принятия решения, совершения действия (бездействия) по службе (работе).
Типичный механизм образования конфликта интересов – государственное должностное лицо, принимающее решение об использовании бюджетных средств, имеет какое-либо отношение к организации-претенденту на получение этих средств, в случае распределения их на конкурсной основе.
Например, конфликт интересов возникает, если члены или руководители конкурсной комиссии, принимающей решение о распределении бюджетных средств, одновременно являются руководителями компании, претендующей на финансирование.
В таких случаях могут лоббироваться интересы указанной компании, создаются благоприятные условия для выбора ее в качестве подрядчика. Таким образом создаются риски формального проведения процедуры переговоров, ограничения прав и законных интересов иных подрядных организаций.
С целью предупреждения возникновения коррупционных рисков для государственных должностных лиц Законом «О борьбе с коррупцией» установлены определенные ограничения, в том числе по занятию предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, а для государственных служащих дополнительно установлено ограничение по управлению коммерческими организациями.
Также возникновению конфликта интересов может способствовать совместная служба (работа) в государственных органах и организациях супругов, близких родственников или свойственников.
Например, в государственной организации должность заведующего хозяйством занимает родной брат директора этого учреждения. В случае принятия директором решения о премировании возникает ситуация, при которой личные интересы близкого родственника влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей.
Для предотвращения подобных коррупционных рисков Трудовым кодексом и Законом «О борьбе с коррупцией» установлены ограничения по совместной службе (работе) в государственных органах и организациях супругов, близких родственников или свойственников.
В частности, запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. При отсутствии непосредственной подчиненности или подконтрольности подобная совместная работа не запрещена.
Конфликт интересов создает немалый коррупционный риск. Поэтому правоохранительные органы, в том числе прокуратура, непрерывно ведут работу по выявлению и пресечению возникновения конфликта интересов, которая, как правило, оказывается результативной.
Статьей 21 Закона «О борьбе с коррупцией» определен конкретный порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Так, государственное должностное лицо при обнаружении признаков конфликта интересов обязано незамедлительно в письменной форме уведомить о нем своего непосредственного руководителя. Также оно вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать возникновение конфликта интересов. Руководитель же обязан принять неотложные меры по предотвращению или урегулированию возникшего конфликта интересов. При этом уведомлять необходимо не только об уже возникшем конфликте интересов, но и о возможности его возникновения.
Необходимо отметить, что конфликт интересов (возможность его возникновения) это объективно существующая, а не предполагаемая ситуация. Для констатации ситуации конфликта интересов (возможности его возникновения) нужно установить реально существующий личный интерес и конкретное решение или иное действие по службе (работе), на которую данный интерес влияет или может повлиять.
Непредставление государственным должностным лицом уведомления о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения является основанием для привлечения указанного должностного лица к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения).
Материал предоставлен прокуратурой Краснопольского района