А вы знали, что деревня Горы – это земля, которая рождает великих людей? Сильных духом и словом, славных историей своего рода, известных благодаря честному, самоотверженному труду. В этой деревне не умирает прошлое, а на его основе строится перспективное будущее.
Как это было
На географической карте Могилевской губернии впервые нанесен населенный пункт – деревня Горы – в 1776 году. Уже в 1816 там насчитывалось сто одиннадцать дворов и пятьсот двадцать жителей, можете себе представить эти масштабы?
С 1884 начинает действовать Покровская церковь. А с 1888 открывается церковно-приходская школа, в которую были зачислены пятнадцать мальчиков. Учителем был дьяк Василий Петрошень, который получал пятьдесят пять рублей жалования. Законам Божьим учил Василий Корчиевский.
В 1861 году Горы принадлежали помещице Рашковской. Она владела 178 домами, на них приходилось 1305 десятин земли. Однако вскорости произошла отмена крепостного права. Началась эпоха перехода к капитализму. В деревне появились так называемые «лишние люди», которые стали искать свое место под солнцем за пределами отчего дома.
Направление, которое чаще всего выбирали горские работяги, – Донбасс. Среди первых, кто оправился на работы в шахты – два брата Андрей и Петр Мельниковы. Именно они и надоумили местных крестьян на локальную революцию против помещиков.
В декабре 1905 года в пяти деревнях Палужской волости, с эпицентром в Горах, вспыхнули массовые волнения. Их предводителем стал шахтер Николай Борискин. Всего в восстании было задействовано около пяти тысяч крестьян. Уже в январе 1906 года на наши земли прибыла целый эскадрон драгун. Это подразделение драгунской кавалерии, то есть воинская часть, состоящая из кавалеристов, готовых действовать как в конном, так и в пешем строю. Однако не ими едиными была подавлена эта революция. Волнения никак не унимались. Тогда было решено – направить в Горы еще одну карательную экспедицию из Чернигова. Общими усилиями протест был усмирен, а самые активные его предводители прилюдно наказаны. Генерал-майор Рудов распорядился высечь розгами одиннадцать крестьян.
Последним помещиком в Горах стал пан Стош, ему и принадлежал знаменитый и по день сегодняшний винокуренный завод.
В 1924 году жители Гор организовали первую в истории Краснопольщины коммуну. Под ее нужды было отведено сто лучших гектаров земель Стоша, включая сад и луг. А в помещении винокуренного завода члены коммуны смастерили мельницу, круподерку и обслуживали крестьян со всей округи. Позже, в 1929 году, на базе горской коммуны был создан колхоз «Красный октябрь», а в 1930 году переименован в колхоз «Володарского».
Богата горская земля и героями. В годы Первой мировой войны прославился Марк Захаркин. За доблесть, отвагу и честь он был награжден Георгиевским крестом. А в период Великой Отечественной войны на фронте воевало за нашу счастливую жизнь 77 отважных мужчин, 36 из которых погибли.
Жертвенный подвиг матерей
Вспоминая Великую Отечественную войну, рассказывая о ней, о подвиге солдат, офицеров, генералов, всего народа, нельзя не вспомнить матерей, чьи сыновья и дочери добыли нашей стране долгожданную Победу. Эти простые женщины, во имя свободы Родины отдали самое дорогое, что у них было, – своих детей.
Солдатские матери… Растили детей, провожали их в бой, а сами самоотверженно трудились не покладая рук, не зная отдыха, не считаясь со временем. И ждали писем. Ждали встреч… Нет такого мерила и таких наград, чтобы измерить и оценить материнский подвиг этих женщин. Но об этих подвигах не рассказывают в учебниках и почти не снимают фильмов. Хотя эти истории достойны того, чтобы о них знали все.
Олицетворением всех матерей-героинь на Краснопольщине стала Марфа Куприянова. Вместе с мужем Гавриилом Борискиным они родили шестерых сыновей. Супруг рано ушел из жизни, в 1924 году. Всю тяжелую работу взяла на себя хрупкая женщина, чтобы ее дети ни в чем не нуждались, чтобы все было не хуже, чем у других. А ребята росли послушные, тянулись друг за другом, а материнское сердце радовалось, что все потихоньку налаживается. Но пришла кровожадная война…
Все сыновья были призывного возраста: Захар – 1902 года рождения, Даниил – 1907-го, Андрей – 1909-го, Григорий – 1913-го, Иван – в 1920-м, а Михаил –в 1922-м. Из родных Гор в разного рода войска и части уходили на фронт сыновья Марфы – все на защиту Отечества.
Долгие месяцы ожиданий и всепоглощающего страха –и первая весточка – солдатская треуголка, а в ней такой текст: «Здравствуйте, Марфа Григорьевна! С приветом к Вам некто … (далее неразборчиво). Уведомляю вас, дорогая мамаша, о случившемся большом несчастье в Вашей жизни. Ваш сын Иван Гаврилович Борискин – мой земляк, учитель, с которым мы разом воевали, был тяжело ранен 13.08.1943 года вместе с еще тремя товарищами. Всех их вытащили и отправили в госпиталь. Спустя некоторое время получаем письмо от одного из раненых, который сообщил, что Иван Гаврилович Борискин умер в пути следования в госпиталь. Награжден медалью «За боевые заслуги» и «За отвагу» (п/п 47804 – И, Сквапнев А.Т. Сам я родом с Кричевского района Могилевской области, Михеевского с/с, д. Каменка. Где и проживает моя мать-старушка».
Сердце матери будто остановилось, горе заполнило всю ее душу. Казалось бы, хватит уже страданий, но судьба к бедной женщине была очень жестока. Одна за другой она стала получать похоронки: «Рядовой Борискин Даниил Гаврилович умер от ран 3 сентября 1944 года…», «Рядовой Борискин Михаил Гаврилович пропал без вести в сентябре 1944 года…», «Рядовой Борискин Григорий Гаврилович пропал без вести в сентябре 1944 года…». Как будто бы текст «пропал без вести» звучит немного обнадеживающе, но мы-то знаем его горькую правду. Четверо сыновей, четыре непрожитых жизни –вечная рана для любящей мамы.
Как поговаривали очевидцы, прижимала она эти письма к своей груди, до самой своей кончины.
Память о братьях Борискиных навсегда вписана в историю родной деревни. В их честь названа одна из улиц нынешнего агрогородка Горы.
Кому на селе жить хорошо?
«Уютная, милая, красивая и такая родная, деревенька моя. Я уже по праву могу назвать себя местной, хоть родом я из деревни Дерновая. Горы же всегда были местом притяжения всех близлежащих деревень. Здесь была особая атмосфера и свои аутентичные обряды и праздники. Помню пресловутую «Десятуху». Ожидали мы этот праздник с большим трепетом, готовились. Родители и другие соседи грузили повозки, брали нас с собой, и мы отправлялись на рынок. Там так шумно было и многолюдно, все общались и продавали излишки того, что вырастили в садах и на огородах. Помню, что буренку мы продавали, а никто не покупал, так я взяла стульчик, поставила перед собой ведерко и стала ее доить – столько внимания к себе привлекла. Коровку сразу же и купили. А мне-то всего года четыре было или пять… А как новые владельцы ее уводили, так я так плакала – вот, воспоминаний на всю жизнь. Да, доить научилась рано, нужно маме было помогать, а когда уже вышла замуж и перебралась в Горы, то свадебным подарком от мамы – была корова. С тех пор не было и года, чтобы на нашем столе не было своего молока, творога, масла, сыра и сметаны. К слову, сыры я научилась делать не так давно, но так влилась в этот процесс, что остановиться уже не могу. Из сыра «Рикотта» даже пирожные готовлю.
Муж тоже очень любит наш агрогородок. У него здесь круглый год рыбалка – жизни своей не мыслит без нее, ну а я поддерживаю любое его увлечение, как и он мое. Куда бы мы ни выезжали – всегда хочется домой. Здесь родное все – природа, люди, воспоминания. Несмотря на то что дом у нас комфортабельный, есть все удобства: газ, водопровод, но за водичкой ездим на нашу святую криничку. Там так особенно хорошо. Старожилы рассказывали, что в темное время вблизи нее можно увидеть силуэт панночки в белом одеянии.
А еще неподалеку от кринички раньше устраивали ежегодный замечательный праздник «Маевка». Он знаменовал окончание посевной, проходил в мае. Там собирались абсолютно все, чтобы чествовать передовиков и весело проводить время. Отец мой работал в колхозе. Его неоднократно награждали, а мы гордились. Тяжелая была у него судьба, еще ребенком познал все горести войны, но не сломался, а всю жизнь трудился на благо родного уголка земли. Мы горды, что переняли у родителей любовь к земле и труду, хоть это и нелегко. Вот недавно случай был, буренка лягнула так, что я с большим синяком на лице встречала главный женский день – 8 Марта. Но я всегда говорю: «Кто, если не мы?», поэтому и не бросаю дело своей жизни. В деревне можно и нужно жить. Мои внучки и дети – городские, но видели бы вы, как они спешат сюда, в деревню. И не просто порезвиться, а помочь. И доить умеют, и полоть, и даже знают все семейные рецепты», – рассказала Наталья Гулькова.

